Previous Next Contents


 

Глава 7

Нехорошая квартирка

 

Если бы в следующее утро степе Лиходееву сказали бы так: "Степа!

Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!" - Степа ответил бы

томным, чуть слышным голосом: "Расстреливайте, делайте со мною, что

хотите, но я не встану".

 

Не то что встать, - ему казалось, что он не может открыть глаз,

потому что, если он только это сделает, сверкнет молния и голову его

тут же разнесет на куски. В этой голове гудел тяжелый колокол, между

глазными яблоками и закрытыми веками проплывали коричневые пятна с

огненно-зеленым ободком, и в довершение всего тошнило, причем казалось,

что тошнота эта связана со звуками какого-то назойливого патефона.

 

Степа старался что-то припомнить, но припоминалось только одно -

что, кажется, вчера и неизвестно где он стоял с салфеткой в руке и

пытался поцеловать какую-то даму, причем обещал ей, что на другой день,

и ровно в полдень, придет к ней в гости. Дама от этого отказывалась,

говоря: "Нет, нет, меня не будет дома!" - А Степа упорно настаивал на

своем: "А я вот возьму да и приду!"

 

Ни какая это была дама, ни который сейчас час, ни какое число, ни

какого месяца - Степа решительно не знал и, что хуже всего, не мог

понять, где он находится. Он постарался выяснить хотя бы последнее и

для этого разлепил слипшиеся веки левого глаза. В полутьме что-то

тускло отсвечивало. Степа наконец узнал трюмо и понял, что он лежит

навзничь у себя на кровати, то есть на бывшей ювелиршиной кровати, в

спальне. Тут ему так ударило в голову, что он закрыл глаз и застонал.

 

Объяснимся: Степа Лиходеев, директор театра варьете, очнулся

утром у себя в той самой квартире, которую он занимал пополам с

покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном

на садовой улице.

 

Надо сказать, что квартира эта - N 50 - давно уже пользовалась

если не плохой, то, во всяком случае, странной репутацией. Еще два

года тому назад владелицей ее была вдова ювелира де фужере. Анна

Францевна де фужере, пятидесятилетняя почтенная и очень деловая дама,

три комнаты из пяти сдавала жильцам: одному, фамилия которого была,

кажется, беломут, и другому - с утраченной фамилией.

 

И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые

происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать.

 

Однажды в выходной день явился в квартиру милиционер, вызвал в

переднюю второго жильца (фамилия которого утратилась) и сказал, что

того просят на минутку зайти в отделение милиции в чем-то расписаться.

Жилец приказал Анфисе, преданной и давней домашней работнице Анны

Францевны, сказать, в случае если ему будут звонить, что он вернется

через десять минут, и ушел вместе с корректным милиционером в белых

перчатках. Но не вернулся он не только через десять минут, а вообще

никогда не вернулся. Удивительнее всего то, что, очевидно, с ним

вместе исчез и милиционер.

 

Набожная, а откровеннее сказать - суеверная, Анфиса так напрямик и

заявила очень расстроенной Анне Францевне, что это колдовство и что она

прекрасно знает, кто утащил и жильца и милиционера, только к ночи не

хочет говорить. Ну, а колдовству, как известно, стоит только начаться,

а там уж его ничем не остановишь. Второй жилец исчез, помнится, в

понедельник, а в среду как сквозь землю провалился беломут, но, правда,

при других обстоятельствах. Утром за ним заехала, как обычно, машина,

чтобы отвезти его на службу, и отвезла, но назад никого не привезла и

сама больше не вернулась.

 

Горе и ужас мадам беломут не поддаются описанию. Но, увы, и то и

другое было непродолжительно. В ту же ночь, вернувшись с Анфисой с

дачи, на которую Анна Францевна почему-то спешно поехала, она не

застала уже гражданки беломут в квартире. Но этого мало: двери обеих

комнат, которые занимали супруги беломут, оказались запечатанными.

 

Два дня прошли кое-как. На третий же день страдавшая все это

время бессонницей Анна Францевна опять-таки спешно уехала на дачу...

Нужно ли говорить, что она не вернулась!

 

Оставшаяся одна Анфиса, наплакавшись вволю, легла спать во втором

часу ночи. Что с ней было дальше, неизвестно, но рассказывали жильцы

других квартир, что будто бы в N 50-м всю ночь слышались какие-то стуки

и будто бы до утра в окнах горел электрический свет. Утром выяснилось,

что и Анфисы нет!

 

Об исчезнувших и о проклятой квартире долго в доме рассказывали

всякие легенды, вроде того, например, что эта сухая и набожная Анфиса

будто бы носила на своей иссохшей груди в замшевом мешочке двадцать

пять крупных бриллиантов, принадлежащих Анне Францевне. Что будто бы в

дровяном сарае на той самой даче, куда спешно ездила Анна Францевна,

обнаружились сами собой какие-то несметные сокровища в виде тех же

бриллиантов, а также золотых денег царской чеканки... И прочее в этом

же роде. Ну, чего не знаем, за то не ручаемся.

 

Как бы то ни было, квартира простояла пустой и запечатанной только

неделю, а затем в нее вселились - покойный Берлиоз с супругой и этот

самый Степа тоже с супругой. Совершенно естественно, что, как только

они попали в окаянную квартиру, и у них началось черт знает что.

Именно, в течение одного месяца пропали обе супруги. Но эти не

бесследно. Про супругу Берлиоза рассказывали, что будто бы ее видели в

харькове с каким-то балетмейстером, а супруга степы якобы обнаружилась

на божедомке, где, как болтали, директор варьете, используя свои

бесчисленные знакомства, ухитрился добыть ей комнату, но с одним

условием, чтобы духу ее не было на садовой улице...

 

Итак, Степа застонал. Он хотел позвать домработницу груню и

потребовать у нее пирамидону, но все-таки сумел сообразить, что это

глупости... Что никакого пирамидону у груни, конечно, нету. Пытался

позвать на помощь Берлиоза, дважды простонал: "Миша... Миша...", Но,

как сами понимаете, ответа не получил. В квартире стояла полнейшая

тишина.

 

Пошевелив пальцами ног, Степа догадался, что лежит в носках,

трясущейся рукою провел по бедру, чтобы определить, в брюках он или

нет, и не определил.

 

Наконец, видя, что он брошен и одинок, что некому ему помочь,

решил подняться, каких бы нечеловеческих усилий это ни стоило.

 

Степа разлепил склеенные веки и увидел, что отражается в трюмо в

виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей,

покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной

сорочке с воротником и галстуком, в кальсонах и в носках.

 

Таким он увидел себя в трюмо, а рядом с зеркалом увидел

неизвестного человека, одетого в черное и в черном берете.

 

Степа сел на кровать и сколько мог вытаращил налитые кровью глаза

на неизвестного.

 

Молчание нарушил этот неизвестный, произнеся низким, тяжелым

голосом и с иностранным акцентом следующие слова:

 

- Добрый день, симпатичнейший Степан Богданович!

 

Произошла пауза, после которой, сделав над собой страшнейшее

усилие, Степа выговорил:

 

- Что вам угодно? - И сам поразился, не узнав своего голоса.

Слово "что" он произнес дискантом, "вам" - басом, а "угодно" у него

совсем не вышло.

 

Незнакомец дружелюбно усмехнулся, вынул большие золотые часы с

алмазным треугольником на крышке, позвонил одиннадцать раз и сказал:

 

- Одиннадцать! И ровно час, как я дожидаюсь вашего пробуждения,

ибо вы назначили мне быть у вас в десять. Вот и я!

 

Степа нащупал на стуле рядом с кроватью брюки, шепнул:

 

- Извините... - Надел их и хрипло спросил: - скажите, пожалуйста,

вашу фамилию?

 

Говорить ему было трудно. При каждом слове кто-то втыкал ему

иголку в мозг, причиняя адскую боль.

 

- Как? Вы и фамилию мою забыли? - Тут неизвестный улыбнулся.

 

- Простите... - Прохрипел Степа, чувствуя, что похмелье дарит его

новым симптомом: ему показалось, что пол возле кровати ушел куда-то и

что сию минуту он головой вниз полетит к чертовой матери в преисподнюю.

 

- Дорогой Степан Богданович, - заговорил посетитель, проницательно

улыбаясь, - никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому

правилу, - лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к

жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской.

 

Степа был хитрым человеком и, как ни был болен, сообразил, что раз

уж его застали в таком виде, нужно признаваться во всем.

 

- Откровенно сказать... - Начал он, еле ворочая языком, - вчера я

немножко...

 

- Ни слова больше! - Ответил визитер и отъехал с креслом в

сторону.

 

Степа, тараща глаза, увидел, что на маленьком столике сервирован

поднос, на коем имеется нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазочке,

белые маринованные грибы на тарелочке, что-то в кастрюльке и, наконец,

водка в объемистом ювелиршином графинчике. Особенно поразило степу то,

что графин запотел от холода. Впрочем, это было понятно-он помещался в

полоскательнице, набитой льдом. Накрыто, словом, было чисто, умело.

 

Незнакомец не дал степиному изумлению развиться до степени

болезненной и ловко налил ему полстопки водки.

 

- А вы? - Пискнул Степа.

 

- С удовольствием!

 

Прыгающей рукой поднес Степа стопку к устам, а незнакомец одним

духом проглотил содержимое своей стопки. Прожевывая кусок икры, Степа

выдавил из себя слова:

 

- А вы что же... Закусить?

 

- Благодарствуйте, я не закусываю никогда, - ответил незнакомец и

налил по второй. Открыли кастрюлю - в ней оказались сосиски в томате.

 

И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали

выговариваться слова, и, главное, Степа кое-что припомнил. Именно, что

дело вчера было на сходне, на даче у автора скетчей Хустова, куда этот

Хустов и возил степу в таксомоторе. Припомнилось даже, как нанимали

этот таксомотор у "Метрополя", был еще при этом какой-то актер не

актер... С патефоном в чемоданчике. Да, да, да, это было на даче! Еще,

помнится, выли собаки от этого патефона. Вот только дама, которую Степа

хотел поцеловать, осталась неразъясненной... Черт ее знает, кто она...

Кажется, в радио служит, а может быть, и нет.

 

Вчерашний день, таким образом, помаленьку высветлялся, но степу

сейчас гораздо более интересовал день сегодняшний и, в частности,

появление в спальне неизвестного, да еще с закуской и водкой. Вот что

недурно было бы разъяснить!

 

- Ну, что же, теперь, я надеюсь, вы вспомнили мою фамилию?

 

Но Степа только стыдливо улыбнулся и развел руками.

 

- Однако! Я чувствую, что после водки вы пили портвейн!

Помилуйте, да разве это можно делать!

 

- Я хочу вас попросить, чтоб это осталось между нами, -

заискивающе сказал Степа.

 

- О, конечно, конечно! Но за Хустова я, само собой разумеется, не

ручаюсь.

 

- А вы разве знаете Хустова?

 

- Вчера в кабинете у вас видел этого индивидуума мельком, но

достаточно одного беглого взгляда на его лицо, чтобы понять, что он -

сволочь, склочник, приспособленец и подхалим.

 

"Совершенно верно!" - Подумал Степа, пораженный таким верным,

точным и кратким определением Хустова.

 

Да, вчерашний день лепился из кусочков, но все-таки тревога не

покидала директора варьете. Дело в том, что в этом вчерашнем дне зияла

преогромная черная дыра. Вот этого самого незнакомца в берете, воля

ваша, Степа в своем кабинете вчера никак не видал.

 

- Профессор черной магии Воланд, - веско сказал визитер, видя

степины затруднения, и рассказал все по порядку.

 

Вчера днем он приехал из-за границы в Москву, немедленно явился к

степе и предложил свои гастроли в варьете. Степа позвонил в московскую

областную зрелищную комиссию и вопрос этот согласовал (Степа побледнел

и заморгал глазами), подписал с профессором Воландом контракт на семь

выступлений (Степа открыл рот), условился, что Воланд придет к нему для

уточнения деталей в десять часов утра сегодня... Вот Воланд и пришел!

 

Придя, был встречен домработницей груней, которая объяснила, что

сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет,

а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к

нему в спальню сам. Степан Богданович так крепко спит, что разбудить

его она не берется. Увидев, в каком состоянии Степан Богданович,

артист послал груню в ближайший гастроном за водкой и закуской, в

аптеку за льдом и...

 

- Позвольте с вами рассчитаться, - проскулил убитый Степа и стал

искать бумажник.

 

- О, какой вздор! - Воскликнул гастролер и слушать ничего больше

не захотел.

 

Итак, водка и закуска стали понятны, и все же на степу было жалко

взглянуть: он решительно не помнил ничего о контракте и, хоть убейте,

не видел вчера этого Воланда. Да, Хустов был, а Воланда не было.

 

- Разрешите взглянуть на контракт, - тихо попросил Степа.

 

- Пожалуйста, пожалуйста...

 

Степа взглянул на бумагу и закоченел. Все было на месте.

Во-первых, собственноручная степина залихватская подпись! Косая

надпись сбоку рукою финдиректора Римского с разрешением выдать артисту

Воланду в счет следуемых ему за семь выступлений тридцати пяти тысяч

рублей десять тысяч рублей. Более того: тут же расписка Воланда в

том, что он эти десять тысяч уже получил!

 

"Что же это такое?!" - Подумал несчастный Степа, и голова у него

закружилась. Начинаются зловещие провалы в памяти?! Но, само сабою,

после того, как контракт был предъявлен, дальнейшие выражения удивления

были бы просто неприличны. Степа попросил у гостя разрешения на минуту

отлучиться и, как был в носках, побежал в переднюю к телефону. По

дороге он крикнул в направлении кухни:

 

- Груня!

 

Но никто не отозвался. Тут он взглянул на дверь в кабинет

Берлиоза, бывшую рядом с передней, и тут, как говорится, остолбенел.

На ручке двери он разглядел огромнейшую сургучную печать на веревке.

"Здравствуйте! - Рявкнул кто-то в голове у степы. - Этого еще

недоставало!" И тут степины мысли побежали уже по двойному рельсовому

пути, но, как всегда бывает во время катастрофы, в одну сторону и

вообще черт знает куда. Головную степину кашу трудно даже передать.

Тут и чертовщина с черным беретом, холодной водкой и невероятным

контрактом, - а тут еще ко всему этому, не угодно ли, и печать на

двери! То есть кому хотите сказать, что Берлиоз что-то натворил, - не

поверит, ей-ей, не поверит! Однако печать, вот она! Да-с...

 

И тут закопошились в мозгу у степы какие-то неприятнейшие мыслишки

о статье, которую, как назло, недавно он всучил Михаилу Александровичу

для напечатания в журнале. И статья, между нами говоря, дурацкая! И

никчемная, и деньги-то маленькие...

 

Немедленно вслед за воспоминанием о статье прилетело воспоминание

о каком-то сомнительном разговоре, происходившем, как помнится,

двадцать четвертого апреля вечером тут же, в столовой, когда Степа

ужинал с Михаилом Александровичем. То есть, конечно, в полном смысле

слова разговор этот сомнительным назвать нельзя (не пошел бы Степа на

такой разговор), но это был разговор на какую-то ненужную тему.

Совершенно свободно можно было бы, граждане, его и не затевать. До

печати, нет сомнений, разговор этот мог считаться совершеннейшим

пустяком, но вот после печати...

 

"Ах, Берлиоз, Берлиоз! - Вскипало в голове у степы. - Ведь это в

голову не лезет!"

 

Но горевать долго не приходилось, и Степа набрал номер в кабинете

финдиректора варьете Римского. Положение степы было щекотливое:

во-первых, иностранец мог обидеться на то, что Степа проверяет его

после того, как был показан контракт, да и с финдиректором говорить

было чрезвычайно трудно. В самом деле, ведь не спросишь его так:

"Скажите, заключал ли я вчера с профессором черной магии контракт на

тридцать пять тысяч рублей?" Так спрашивать не годится!

 

- Да! - Послышался в трубке резкий, неприятный голос Римского.

 

- Здравствуйте, Григорий Данилович, - тихо заговорил Степа, - это

Лиходеев. Вот какое дело... Гм... Гм... У меня сидит этот... Э...

Артист Воланд... Так вот... Я хотел спросить, как насчет сегодняшнего

вечера?..

 

- Ах, черный маг? - Отозвался в трубке Римский, - афиши сейчас

будут.

 

- Ага, - слабым голосом сказал Степа, - ну, пока...

 

- А вы скоро придете? - Спросил Римский.

 

- Через полчаса, - ответил Степа и, повесив трубку, сжал горячую

голову руками. Ах, какая выходила скверная штука! Что же это с

памятью, граждане? А?

 

Однако дольше задерживаться в передней было неудобно, и Степа тут

же составил план: всеми мерами скрыть свою невероятную забывчивость, а

сейчас первым долгом хитро выспросить у иностранца, что он, собственно,

намерен сегодня показывать во вверенном степе варьете?

 

Тут Степа повернулся от аппарата и в зеркале, помещавшемся в

передней, давно не вытираемом ленивой груней, отчетливо увидел

какого-то странного субъекта - длинного, как жердь, и в пенсне (ах,

если бы здесь был Иван Николаевич! Он узнал бы этого субъекта сразу!).

А тот отразился и тотчас пропал. Степа в тревоге поглубже заглянул в

переднюю, и вторично его качнуло, ибо в зеркале прошел здоровеннейший

черный кот и также пропал.

 

У степы оборвалось сердце, он пошатнулся.

 

"Что же это такое? - Подумал он, - уж не схожу ли я с ума?

Откуда ж эти отражения?!" - Он заглянул в переднюю и испуганно

закричал:

 

- Груня! Какой тут кот у нас шляется? Откуда он? И кто-то еще с

ним??

 

- Не беспокойтесь, Степан Богданович, - отозвался голос, но не

груни, а гостя из спальни, - кот этот мой. Не нервничайте. А груни

нет, я услал ее в воронеж, на родину, так как она жаловалась, что вы

давно уже не даете ей отпуска.

 

Слова эти были настолько неожиданными и нелепыми, что Степа решил,

что ослышался. В полном смятении он рысцой побежал в спальню и застыл

на пороге. Волосы его шевельнулись, и на лбу появилась россыпь мелкого

пота.

 

Гость пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором

кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был

ясно виден: усы-перышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого

стеклышка нет. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином

пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно-жутких размеров

черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел

поддеть маринованный гриб, в другой.

 

Свет, и так слабый в спальне, и вовсе начал меркнуть в глазах

степы. "Вот как, оказывается, сходят с ума!" - Подумал он и ухватился

за притолоку.

 

- Я вижу, вы немного удивлены, дражайший Степан Богданович? -

Осведомился Воланд у лязгающего зубами степы, - а между тем удивляться

нечему. Это моя свита.

 

Тут кот выпил водки, и степина рука поползла по притолоке вниз.

 

- И свита эта требует места, - продолжал Воланд, - так что кое-кто

из нас здесь лишний в квартире. И мне кажется, что этот лишний -

именно вы!

 

- Они, они! - Козлиным голосом запел длинный клетчатый, во

множественном числе говоря о степе, - вообще они в последнее время

жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используя

свое положение, ни черта не делают, да и делать ничего не могут, потому

что ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки!

 

- Машину зря гоняет казенную! - Наябедничал и кот, жуя гриб.

 

И тут случилось четвертое, и последнее, явление в квартире, когда

Степа, совсем уже сползший на пол, ослабевшей рукой царапал притолоку.

 

Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необыкновенно

широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком,

безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще

огненно-рыжий.

 

- Я, - вступил в разговор этот новый, - вообще не понимаю, как он

попал в директора, - рыжий гнусавил все больше и больше, - он такой же

директор, как я архиерей!

 

- Ты не похож на архиерея, Азазелло, - заметил кот, накладывая

себе сосисек на тарелку.

 

- Я это и говорю, - прогнусил рыжий и, повернувшись к Воланду,

добавил почтительно: - разрешите, мессир, его выкинуть ко всем чертям

из Москвы?

 

- Брысь!! - Вдруг рявкнул кот, вздыбив шерсть.

 

И тогда спальня завертелась вокруг степы, и он ударился о

притолоку головой и, теряя сознание, подумал: "Я умираю..."

 

Но он не умер. Открыв слегка глаза, он увидел себя сидящим на

чем-то каменном. Вокруг него что-то шумело. Когда он открыл, как

следует, глаза, он увидел, что шумит море, и что даже больше того, -

волна покачивается у самых его ног, и что, короче говоря, он сидит на

самом конце мола, и что под ним голубое сверкающее море, а сзади -

красивый город на горах.

 

Не зная, как поступают в таких случаях, Степа поднялся на

трясущиеся ноги и пошел по молу к берегу.

 

На молу стоял какой-то человек, курил, плевал в море. На степу он

поглядел дикими глазами и перестал плевать. Тогда Степа отколол такую

штуку: стал на колени перед неизвестным курильщиком и произнес:

 

- Умоляю, скажите, какой это город?

 

- Однако! - Сказал бездушный курильщик.

 

- Я не пьян, - хрипло ответил Степа, - я болен, со мной что-то

случилось, я болен... Где я? Какой это город?..

 

- Ну, Ялта...

 

Степа тихо вздохнул, повалился на бок, головою стукнулся о

нагретый камень мола.


 Previous Next Contents